Виталий Вавилов

заходил 24.01.2016 в 21:05
День рождения:
6 января 1979 г.
Страна:
Россия
Город:
Судак, Крым

Контактная информация

Контактная информация недоступна.

Записи

История Судака

Пребывание человека в окрестностях Судака прослеживается со времен палеолита. В Новом Свете найдены орудия труда неандертальцев, относящихся к среднему палеолиту (80-30 тыс. лет до н. э). Следы открытой стоянки неандертальцев обнаружил в обрыве сухой речки близ горы Меганом А. И. Полканов. Это было время последнего оледенения Земли, когда в Крыму даже летом стояли холода. Неандертальцы умели добывать огонь. Они охотились на крупных и мелких животных и одевались в их шкуры.

 В окрестностях Судака и в Новом Свете обнаружены орудия труда новокаменного времени, а на горе Меганом, в Капсельской долине и на горе Караул-Оба открыты стоянки и поселения эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.). Множество народов сменилось здесь; завоеватели кровопролитиями, пожарами, разорением утверждали свое право владеть плодородными землями и портом, через который шел поток товаров из Руси, Средней Азии, Индии, Западной Европы. Далеко летела слава о богатом, хорошо укрепленном городе купцов и ремесленников, известном на Руси под именем Сурожа.

Греки-переселенцы начали осваивать восточную часть побережья полуострова с VI в. до н. э. и в непосредственной близости от Судака в это время был основан город Феодосия, который, несмотря на сложные перипетии тысячелетий истории региона, сохранил свое название до сегодняшнего дня. В то далекое время на территории Горного Крыма жили племена тавров, которые находились на первобытной стадии развития, и потому представлялись грекам диким народом. К тому же местное население встретило пришельцев враждебно, и долгое время эпохи между этими этническими массивами происходили военные столкновения. В ближайшей округе Судака, а также на территории Судакской крепости, известны памятники кизил-кобинской археологической культуры или тавров, как именуется этот народ в письменных источниках. Основание первого поселения на месте более поздней Судакской крепости, от которого ведет свою историю современный Судак, относят к античной эпохе, когда оседлое население Восточной Таврики, вне зависимости от этнического происхождения, усвоило основные традиции греческой, или в более широком понимании античной культуры, и стало пользоваться в повседневной жизни греческим языком.

По мнению многих ученых город был основан в 212 г. аланами, племенем северо-иранской языковой группы, проникшими в Крым во II-III вв. н. э. Но еще в античные времена где-то здесь существовала эллинская колония Афинеон. Как и все побережье, город переходил от Рима к Византии, периодически испытывая набеги кочевников. Неоднократно менялись и названия: Сидагиос, Солдайя, Сурож, Сугдейя (последнее название связано с мощнейшим торговым союзом Согдиана, возникшем в средние века в Средней Азии из просвещенных эллинизированных городов). По православному преданию здесь в конце IX века, благодаря святому Стефану Сурожскому, обратился в христианство новгородский князь Бравлин с дружиной. В X вв. Сугдея достигает своего наивысшего расцвета. Город становится крупнейшим торговым центром Таврики и всего Северного Причерноморья. Порт Сугдеи связывал страны Восточной Европы и Киевскую Русь со странами Средиземноморья, Евразийские степи со странами Ближнего Востока и Западной Европы. Мощный поток товаров циркулировал от Китая до Англии, а Сугдейя на этом пути был важной развилкой, прежде всего для русских княжеств. Богатство и значение города в международной торговле не могло не привлечь внимание сильных в военном отношении соседей.

С конца ХI в. Сугдея переживала политический и экономический расцвет, что было связано с появлением в Европе команов – кочевников тюркского происхождения, которых древнерусские источники называли половцами, а арабские – кипчаками. До появления татар они кочевали на территориях между Днестром и Доном, а в Таврике контролировали все юго-восточное побережье, вплоть до Ялты. Команы выступали посредниками в торговых операциях между народами Севера и Юга. Сугдея стала важным центром, через который осуществлялись связи между Византией, сельджукским государством и южной Русью, а также серьезным конкурентом Херсона – основного опорного пункта византийцев в регионе.

После образования Золотоордынского государства, столице которого стал город Сарай-Бату на Нижней Волге, Сугдея, как и вся юго-восточная часть полуострова, входит в состав Крымского улуса Золотой Орды, администрация которого ежегодно с 1249 г. собирала дань для золотоордынского хана. Но и после утверждения татарского господства Сугдея сохранила внутреннее самоуправление, основы которого были заложены в византийский период ее истории, хотя в системе административного управления Таврики произошли серьезные изменения. Но, несмотря на негативные последствия монгольского завоевания, с середины XIII в. судя по археологическим источникам, на территории полуострова наблюдается демографический взрыв и появляется огромное количество новых поселений, что было следствием благоприятных экономических условий. Арабские источники второй половины XII – начала XIV вв. из всех торговых центров полуострова упоминают почти исключительно Сугдею.

Во второй половине XII в. в Судаке появляются посланцы могучего Византийского государства — венецианцы, пизанцы и генуэзцы. Они активно торгуют с русскими, половецкими и среднеазиатскими купцами. Судак на 150 лет становится центром венецианских владений, но рядом – в Феодосии быстро укрепляются генуэзцы. Постепенно именно генуэзцы захватили все побережье от Боспора (Керчи) до Херсонеса (нынешний район Севастополя). Кафа (Феодосия) стала столицей их колонии в Крыму, а Судак, как бы мы сейчас выразились, они решили сделать военной базой. В 1365 году они добились от Золотой орды исключительных прав на все морское побережье Крыма, они вскоре захватывают Солдайю и на протяжении сорока с лишним лет перестраивают крепость (первые постройки которой сделаны еще византийцами).  В разные времена крепости жили аланы, кельты, русские немцы, итальянцы, греки. И воздух ее, соответственно, пропитан культурами всех этих народностей. В стены вмурованы каменные плиты, на которых высечены гербы и надписи, сообщавшие, при каком консуле и когда сооружалась та или иная башня. В настоящее время Судакская крепость находиться под охраной государства; она является филиалом Киевского архитектурно-исторического заповедника “Софийский музей”.

В первой половине XIV в., во время правления хана Узбека, в Золотой Орде в качестве официальной религии было принято мусульманство. С этого времени золотоордынские наместники Крыма под предлогом религиозной борьбы изгоняют из города местных жителей-греков, а к 1327 г. разрушают византийские укрепления, следуя традиции кочевников, считавших, что настоящие воины должны сражаться в открытом поле, а не прятаться за крепостными стенами. Город, пользовавшийся до этого правами самоуправлением, попадает под непосредственную власть крымского улус-бека Толак-Темира. Но результаты археологических исследований показывают, что в начале XIV в., Сугдея не приходит в упадок, а превращается в один из провинциальных золотоордынских центров, с развитой городской культурой, ремеслом и торговлей.

Когда в 1475 г. турки высадились в Феодосийском заливе, крепость стойко защищалась. Изо всех генуэзских колоний Солдайя пала последней. По преданию, большая группа защитников во главе с консулом Хрисофоро ди Негро заперлась в главном храме. Все они погибли, когда турки подожгли здание (археологи действительно нашли в этом месте множество обгоревших костей). Лишь небольшая часть жителей Солдайи спаслась, спустившись по обрыву скалы (или потайным ходом) к кораблям. Пробоины от мощных пушек до сих пор зияют в стенах крепости. На самом ее верху находится Девичья башня, откуда по приданию некая принцесса бросилась в пучину, не желая быть плененной.

В 1783 году Судак вместе со всем Крымом отошёл к Российской империи. В результате последовавшей за этим массовой эмиграции крымских татар (христианское население было выселено из Крыма по приказу Потёмкина ещё в 1778 году) город практически полностью обезлюдел и превратился в небольшой посёлок. Вновь статус города Судак обрёл только в 1982 году.

В 1804-1809 гг академик П. С. Паллас возглавил созданное им в Судаке казенное училище виноградарства и виноделия, построил тут дом с виноградником и винным подвалом, он впервые подробно описал около 40 местных сортов винограда, искал секреты изготовления шампанского. Академик Х. Х. Стевен, основатель Никитского ботанического сада с 1807 г. и до конца своих дней подолгу работал в Судаке. Часто бывал на своей даче в Судаке художник-маринист И.К. Айвазовский. "Судакские мотивы" не оставили без вдохновения и композиторов. Это А.К. Глазунов, А. А. Спендиаров. В разные годы приезжали в Судак Анна Ахматова, Андрей Белый, Константин Паустовский, Александр Грин, Викентий Вересаев, Константин Тренев, Всеволод Вишневский. В 1927 г. здесь побывал Михаил Булгаков.

С конца XIX в. Судак облюбовали образованные люди среднего достатка и студенчество крупных городов империи. Ну и, конечно, огромное число интересных людей из разных стран приезжает сюда на археологические раскопки, в геологические и прочие экс-педиции, а также рисовать, писать стихи, снимать кино. Именно эта публика заложила основы российского натуризма, так что нудистские пляжи освоены уже многими поколениями.

С историей Судака с недавних пор можно познакомиться в Городском музее , он открылся на территории туристического комплекса “Судак” на бывшей вилле Функа. Но, пожалуй, наибольшую известность Судаку принесли международные фестивали КВН, которые проходят в этом комплексе.

Фото:
24 янв 2016 в 21:13
Нравится 0

"Во всей Европе нет развалин живописней: никакие Рейнские замки не сравнятся с ними" - так писал

выдающийся русский историк и публицист М.П. Погодин о Генуэзской крепости, поднявшейся на руинах

древнего Сурожа, на пепелище старинной Сугдеи. В крепостных стенах и бойницах тревожно гудит,

гуляет ветер столетий. Сколько раз на своём долгом веку укреплялась, разрушалась и вновь поднималась

из пепла Генуэзская крепость в Судаке. Какие только названия не носила она - и Сурож, и Сугдея,

и Солдайя... Какие только племена не владели ею! Помнят её камни твёрдую походку отчаянно смелых

и отважных славян. Не забыты ими страшные турецкие вторжения, дикие татарские набеги. Они могли

бы поведать о греческом и итальянском владычестве и многом-многом другом...

Но история города значительно старше. Археологи считают, что город был основан в III столетии н.э.

Из летописей китайского путешественника и дипломата Чжань Ценя, побывавшего в этих краях в 212 н.э.,

известно, что уже тогда Судак стал западной столицей Великого Шёлкового Пути. Здесь заканчивалась

караванная тропа из Индии, и начинался морской путь в Европу.

"Какое разнообразие племён и народов! Какое столкновение культур Востока и Запада, Юга и Севера!

И всё это в одном уголке Крыма - Судаке, живописном руинном городе былых времён человечества..."

А. Бакширов

О былом значении города, о его связях с тогдашним миром, Европой и Азией, говорят топонимы: Сугдея, Сугдайя, Сидагиос - у греков, Сурож - у русских, Солдайя - у генуэзцев, Сугдеец - у византийцев, Сугдак, Сурдак, Солтак, Судак, Шолтайя - у восточных племён, - вот далеко не полный перечень названий Судака в различные исторические периоды и у разных народов. В Судаке и его окрестностях люди жили ещё на заре первобытно-общинного строя, о чём cвидетельствуют археологические находки - орудия труда людей, живших в каменном веке.

У горы Алчак и мыса Меганом были открыты стоянки и поселения эпохи бронзы, относящиеся ко II

тысячелетию до н.э. Начиная с I века до н.э. на побережье и в горах Крыма обитали племена тавров,

занимаясь охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, отчасти скотоводством. В первые века нового

тысячелетия на черноморском побережье стали появляться славянские племена. Оседая здесь, они

смешивались с ранее пришедшими сюда кочевниками других рас.

В III веке н.э. в Крым нахлынули племена аланосарматов. В V в. в Крыму появляются предки современных армян. Позднее южная и юго-восточная части Крыма попали в сферу влияния Византии. 

К концу VI века на территории нынешнего Судака уже существовало византийское береговое укрепление. В VII веке в этой части полуострова появляются хазары, а с середины VIII в. началась интенсивная иммиграция в Крым византийских греков.

В Судаке и его окрестностях сохранилось большое количество развалин древних византийских храмов и монастырей. В VIII в. Судак - уже довольно большой город, ему подчиняется ряд сельских поселений. Он же центр православной епархии, которую возглавляет вначале епископ, с Х века - архиепископ, а ещё позже митрополит. Сурож становится крупным торговым центром, через который следуют караваны купцов из западных стран в восточные. Здесь побывал знаменитый путешественник Марко Поло, оставивший в своих путевых заметках воспоминания об этом городе. Здесь тогда жили греки, славяне, армяне, потомки тавров и скифов, аланы и другие племена.

В IХ в.Крым вошел в сферу политических и торговых интересов Киевской Руси. Связи Сурожа с Киевским княжеством нашли своё отражение в былинах цикла "Князь Владимир Красно Солнышко".

В ХI веке в Крыму появляются половцы - кочевники тюркского происхождения. В конце ХI в. началась волна иммиграции армян, бежавших от гнёта малоазийских турок, поработивших Армению. Aрмяне-беженцы - около 20 тысяч человек - поселились в Сугдее и её окрестностях. Армяне были отличными строителями и оставили интересные памятники архитектуры. Замечателен созданный ими монастырь Сурб-Хач - "Святой Крест" близ Старого Крыма.

Особого расцвета Сурож достиг в XII- XIII веках. Между Крепостной горой и горой Болван тогда был

крупный торговый порт, а Черное море на картах того времени именовалось Сурожским. В порту

пристают корабли из русских городов, из западных стран, отсюда уходят они в Северную Африку, Малую

Азию, Индию, Китай. С Запада в Сурож привозили французское и английское сукно, оружие, ювелирные

изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики. Из Индии - кашемировые ткани,

драгоценные камни, пряности, из Китая - шёлк и порох. Из Руси через Сурож шли меха, кожи, зерно,

льняной холст, мёд, воск, пенька, строительный лес. Сурожских купцов везде принимали с дорогой

душой, в Московии их называли "сурожскими гостями", а в Москве и в городах русских тогда были

"суровские" (сурожские) торговые ряды, возникают поселения с названиями: Сурож, Сурожик, Сурожская

волость. Во время похода против монголо-татарских полчищ хана Мамая, Дмитрий Донской взял с собой

десять сурожских купцов: им предстояло служить переводчиками при переговорах с татарами и быть

свидетелями русской славы, если победа достанется русским.

Cо второй половины XII века в Судаке появляются венецианцы и пизанцы. Они торгуют с русскими, половецкими и среднеазиатскими купцами. Но вскоре для Судака, как и для многих городов и поселенийКрыма, начались тяжёлые времена - нашествие монголо-татар. Их появление здесь вначале носило характер кратковременных набегов с целью наживы, но в 1223 году, преследуя разбитых ими половцев, монголо-татары ворвались в Крым и 27 января 1223 года с ходу взяли и полностью разграбили Сурож. Умножив свою добычу, они вернулись в Среднюю Азию, но спустя 16 лет - в 1239г. - вновь появились под стенами города. Едва оправившись от предыдущего вторжения, Судак вновь был разграблен и сожжён. Однако теперь варвары осели в Крыму, который стал улусом (провинцией) Золотой Орды. Татары разместили в Судаке свой гарнизон, оставив местным жителям самоуправление, обложив их непомерной данью. Торговля пришла в упадок, так как в степях купцов грабили татары. Завоеватели постоянно нападали на Сурож, не смотря на мирные соглашения. Так, в 1298 татары вырезали всех жителей, разграбили и сожгли весь город.

Таким погромам Сурож подвергался ещё пять раз и в XIV в. Часть татар поселяется с Суроже и некоторые из них переходят в христианскую веру (татары были язычниками, а магометанство приняли в XIV в.). Набеги монголо-татар на Сурож были на руку его сопернице - генуэзской Кафе (ныне Феодосия), ставшей центром владений Генуи в Крыму в конце XIII столетия.

В 1365 г. генуэзцы напали на Сурож, взяли его приступом и захватили 18 селений в округе. Разноплемённое население, большинство которого составляли греки, было уже не в состоянии оказать достойное сопротивление. После падания города генуэзцы захватили всё побережье от Боспора (Керчи) до Херсонеса (Севастополя). Кафа стала столицей их колоний в Крыму, а Солдайя (такое название дали городу генуэзцы) превратилась в их укреплённое поселение.

Власти Кафы запретили Солдайе принимать торговые суда, и вся международная торговля была перенесена в Кафу. Какой период в истории Сурожа, Солдайи не возьмешь, всегда этот город был и торговым, и ремесленным, и культурным центром, а с появлением здесь греков и итальянцев он стал ещё и районом развитого виноградарства. И ещё Судак всегда имел статус военного города. Чтобы защищаться от врагов, ему нужны были мощные оборонительные сооружения.

На основе старых укреплений, простоявших сотни лет, началось возведение башен и стен крепости,

которая сейчас именуется Генуэзской. На четырнадцати башнях находятся геральдические плиты, на

которых высечены надписи, сообщающие о том, в каком году, в правление какого "достопочтенного

консула и коменданта Солдайи" возведены они. 1371 годом датирована самая ранняя из сохранившихся

надписей, а самая поздняя - 1414. На территории крепости находятся сохранившиеся до наших дней

мечеть, возведённая в ХII веке, храм Двенадцати апостолов, овеянная легендами Дозорная (Девичья)

башня, Консульский замок с двумя башнями, в небольшом дворике которого сохранились остатки

уникальных фресок.

Учитывая неприступность крепости, в ней располагался малочисленный гарнизон - всего лишь 20 наёмных солдат, которыми командовали два подкоменданта, подчинявшихся непосредственно консулу,

наделённому также правами коменданта крепости. В гарнизоне была музыкальная команда - флейтист,

два трубача и барабанщик. За тем, чтобы вовремя открывались и закрывались базарные ворота, следили

два привратника. В ночное время, помимо солдат, караульную службу несли и жители города, за что они

получали материальное вознаграждение. В случае необходимости в качестве военной силы использовались восемь конных стражников из личной охраны консула.

"Устав для генуэзских колоний на Чёрном море", изданный в Генуе в 1449 году, требовал, чтобы

гарнизон находился в постоянной боевой готовности. Генуэзцам запрещалось отлучаться в ночное время

из крепости. Устав требовал, чтобы солдаты были наёмными, чтобы среди них не было ни одного местного

жителя. Было запрещено что-либо брать у татар, приглашать их к себе в дом, вступать в беседы с

татарскими должностными лицами. Столь суровые правила объяснялись тем, что, несмотря на взаимные

интересы генуэзцев и татар, последние не были надёжными партнёрами. Им ничего не стоило из друзей

превратиться во врагов. История Солдайи зафиксировала десяток крупных нападений на генуэзские

владения в конце XIII в течении XIV веков. Но всё-таки не татары, а турки положили конец генуэзской

колонизации Крыма.

Генуэзцы оказались под угрозой с двух сторон - с тыла, с суши, их беспокоили татары, а с моря - турки. В июле 1454 года у берегов Кафы появилась турецкая эскадра. Её командование, заручившись поддержкой крымского хана Хаджи-Гирея, занялась грабежом на черноморском побережье. Турки-османы захватили столицу Византии Константинополь, истребили жителей и взяли под контроль Босфорский пролив. Колонии генуэзцев оказались отрезанными от метрополии, почти прекратилась торговля со Средиземноморьем. Колонии стали обузой для Генуи. 31 мая 1475 года, когда недалеко от Кафы был высажен крупный турецкий десант, его поддержали татары, увидев в новых колонизаторах выгоду для себя. Генуэзским владениям пришёл конец. Турки оккупировали всё побережье, а своего недавнего союзника - Крымское ханство - обратили в вассала. Под властью новых хозяев Сурож лежал в развалинах даже в конце XVI века. В окончательный упадок пришло хозяйство некогда большого города.

После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Но турки продолжали упорно цепляться за Крым. Для борьбы с турецкими десантами А.В.Суворов в 1778-1779 гг. укрепил побережье. На территории Судакской крепости, в частности, был построен артиллерийский редут. Позже здесь разместился гарнизон Кирилловского полка (остатки его казарм

сохранились до сих пор).

С присоединением Крыма к России началось усиленное освоение этого солнечного края. Екатерина II

щедро раздавала земли своим приближённым. Князь Потёмкин "подарил" сам себе лучшие земли, в том

числе и Судак. Со свойственным ему размахом он приказал выписать из Европы лучшие виноградные лозы

и заложить их в Судаке, посадить шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные деревья.

Судак становится центром марочного виноделия в России. А знаменитый винодел Лев Сергеевич Голицын

основал под Судаком, в посёлке Новый Свет первый в России завод по производству игристых шампанских вин, и в 1900 году отечественное шампанское, произведённое в подвалах Нового Света, на Всемирной Дегустации вин в Париже впервые в истории России получает самую высшую награду - кубок Гран-При. Это был триумф русского виноделия. Исполнив свой патриотический долг, князь по происхождению и учёный по складу ума, Л.С.Голицын разорился. Устройство винных подвалов в горе Каба-Кая и другие работы стоили ему всего состояния. Лев Сергеевич умер в 1916 г. и похоронен

в Новом Свете. Сегодня Новосветский завод шампанских вин насчитывает более 130 лет, его коллекционные вина имеют золотые и серебряные награды и известны во всём мире.

Судак начала ХХ века - небольшой посёлок, местечко Феодосийского уезда, оживавшее в курортный сезон и на время уборки винограда. Отсюда вывозили вино, виноград, рыбу, фрукты, стройматериалы.

В то время в Судаке проживало около 2 тысяч человек, в основном русские, армяне, немцы, а также греки, евреи, татары, караимы.

Жестокое, трагическое время пережил Крым в период гражданской и Великой Отечественной войн.

В послевоенный период Крым снова поднялся из пепелищ, словно птица Феникс. Постепенно возрождалось виноделие, восстанавливались вырубленные сады, строились новые здравницы.

Ныне Судак - центр уникальнейшего в Крыму сельскохозяйственного района по производству марочного и шампанского виноделия. Такие знаменитые марки десертных марочных вин, как "Чёрный доктор", "Солнечная долина", "Кокур десертный Сурож", "Бастардо Массандра", нигде больше в мире не производятся, кроме Судака. Восемь совхозов-заводов (семь винодельческих и один эфиромасличный) выпускают продукцию, которая свободно конкурирует на мировом рынке.

И, конечно, Судак перспективный город-курорт, отдых в котором доставляет настоящее удовольствие и оставляет массу замечательных воспоминаний.

Приятного и полезного Вам отдыха в этом благодатном краю, уважаемые гости земли судакской! Новых и незабываемых впечатлений, которыми Вы обогатитесь во время увлекательных походов и поездок по окрестностям древнего и вместе с тем молодого Сурожа!

24 янв 2016 в 21:11
Нравится 0
Написать сообщение …Загрузить файлы?