История города Алатырь. Основание города.

Ала́тырь (чуваш. Улатӑр, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии.

Население — 41 552 чел. (2010).

Город расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки Сура, вблизи впадении в неё притока Алатырь. Территория города — 41,7 км².

Город имеет прямоугольную планировку. Исторический центр города — на углу возвышенности, ближайшем к слиянию Суры и Алатыря. Развитие города велось преимущественно в западном и южном направлениях.

В современном Алатыре преобладает частная застройка. Два микрорайона, застроенных многоэтажными домами — Стрелка и Западный — расположены на окраинах. Кроме того, многоэтажные дома были построены в некоторых кварталах центральной части города.



Группа создана: 21 января 2016

Город: Алатырь, Чувашская
Это открытая группа. В неё может вступить любой желающий.
Это видимая группа. Ее наличие видно всем пользователям.

Записи группы

Город Алатырь расположен в лесостепной зоне на юге Чувашской Республики, на правом берегу реки Алатырь при впадении её в реку Суру, граничит с Ульяновской областью, Мордовией и Порецким районами Чувашской Республики.

     Удаленность от столицы Чувашской Республики - г.Чебоксары составляет 198 км. Величина территории города составляет 41,7 кв.км. В инженерно-геологическом отношении территория его изучена недостаточно. Физико-геологические явления в районе города выражены в виде оврагообразований, древних и современных оползней, подмыва берегов, заболачивания и затопления паводками пойменных террас, рек. Оползневые процессы сильно развиты на Сурских, местами на Алатырском косогорах и оврагах общей площадью свыше 30 га.

     Климат умеренно-континентальный с холодной продолжительной зимой и теплыми, иногда дождливым летом. Средняя годовая температура воздуха 3,7 градуса, среднемесячная температура самого теплого месяца +19,4 градуса, самого холодного -12,4 градуса, преобладают юго-западные, западные и южные ветры.

Через территорию города проходит железная дорога Казань-Канаш-Пенза, имеющая важнейшее значение для осуществление пассажирских и грузовых перевозок. Автодорога Алатырь-Ядрин соединяет город с автомагистралью Москва-Нижний Новгород, шоссейной дорогой он соединен с г.Чебоксары через г.Шумерля и г.Канаша, а также с г.Ульяновск.

     Флора и фауна Алатырского района отличается большим видовым разнообразием. Вызвано это двумя факторами.

     Первый фактор – на территории Алатырского района встречаются три крупных природных зоны – широколиственные и смешанные леса, остатки таежной зоны, лесостепь. В местах встречи и переходов зон друг в друга наблюдается большое разнообразие биотипов, что приводит к большому видовому разнообразию в рамках сравнительно небольших территорий.

     Второй фактор – сильная складчатость геологического рельефа, наличие правого высокого и левого низкого берегов реки Суры, большая амплитуда увлажненности почв, их состава, что приводит к разнообразию микро- и макрорельефа, и, в свою очередь, опять же к биотопическому разнообразию на ограниченной территории и к увеличению видового разнообразия.

Герб Алатыря, Флаг Алатыря

Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной — герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х — 2000-х годах.

Флаг города — «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и жёлтом цветах».

История города Алатырь. Основание города.

Возникновение города в XVI веке связано с русской колонизацией Поволжья. После основания в 1221 г. Нижнего Новгорода рубежи русских земель стали перемещаться на восток, и уже в XIV веке граница России с Золотой Ордой проходила по левобережью Суры, которая, являясь естественной водной преградой, к тому же активно застраивалась городами и острогами. В 1372 г. был основан Курмыш, в 1523 г. построен г. Васильсурск. Эти города усиливали русское влияние на Волге и Суре, способствовали развитию торговли и заселению этого района русскими, которые без городов здесь селиться опасались.

По преданиям близ будущего Алатыря существовал острог. Остроги (острожки) – небольшие городки, огражденные частоколом из свай, вверху заостренных, внутри которых размещались небольшие воинские отряды, несшие пограничную службу.

Датой основания города считается 1552 г.(в некоторых источниках 4 августа), и связана она с первым летописным упоминанием. Летопись, говоря о принятии Иваном IV решения идти на Казань, упоминает «Алатарь»: « И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з боляры и с всеми воеводами, как идти х Казани и на которые места; и приговорил идти государь надвое, вмещения для людем, а самому государю идти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Казань и на Мещеру, а сходитца на поле за Алатарем».

Так и было сделано. 3 (13) июля русские двинулись на Казань из Коломны по двум маршрутам: Передовой и Большой полки и Полк правой руки - через Рязань, Полк левой руки, Сторожевой полк и царская дружина - через Владимир, Муром. К 4 (14) августа, проходя в среднем до 25 км в сутки, колонны соединились в Баранчеевом Городище на реке Суре.

Устройство. На первых порах «крепость» и «город» были понятия равнозначные. Без города не было крепости, без крепости не было города. Крепости для своего времени являлись грозными сооружениями.

Вот как первоначально выглядела крепость Алатырь: «В северо-восточном углу города, обращенному к устью реки Алатыря и Суры, на горе было устроено Иоанном Грозным укрепление, в форме пятиугольника, и ограждено снаружи рвом, а внутри бревенчатой стеной с дозорными и проезжими башнями.

Одна из башен носила название Силинской. На них стояли или чугунная пушка, или пищаль (затинная). Башни были дубовые, рубленные в четыре угла, с чердаками, крышами и лестницами внутри».

Длина рубленого города была 95 сажен, ширина 80 сажен. Внутри города была выстроена деревянная теплая соборная церковь. Невдалеке от собора размещалась съезжая или приказная изба, место суда и расправы, воеводский двор с людскими клетьми, поварней, ледником и конюшней. Далее стояли соляные амбары, кружечный двор, погреб, где хранилось «пушечное и ручное» зелье, и тюрьма. За укреплением невдалеке от Силинской башни по скату горы к реке Суре отстроили острог с караульной избой.

В 3-х верстах от укрепления поселены были ямщики, основавшие Ямскую слободу (ям – «станция, где меняют лошадей»). По высокому берегу реки Суры расположились казаки, образовавшие Казачью слободу. Западнее ее находилась Стрелецкая слобода, где жили стрельцы.

Удивительно, но далекая военная, героическая история города сохранилась в современных названиях: улица Стрелецкая, Басурманский овраг, Караульные горы, Воеводские луга и пр.

 Население. Население города, состоявшее из военно-служилых людей (дворян и детей боярских, пушкарей, затинщиков, стрельцов и казаков и пр.) прибыло сюда «из разных мест». Здесь служили стародубцы и рославцы, в начале XVII в. переводятся военнослужащие из Рязани, Тулы, Алексина, Мценска, Новосиля, Черня, Плова, Солова и др. городов.

Преобладали дворяне и дети боярские. Дворяне делились на московских, имевших поместья в Московском уезде, и городовых, которые несли военную службу по наряду. Перевод из московских в городовые было опалой и унижением и, наоборот, из городовых в московские – повышением. Ниже дворян были жильцы, служба которых оплачивалась сотнями четей (четь – 0,5 гектара хорошего качества земли) в поле и денежными окладами от 10 до 12 рублей. Ниже жильцов были дети боярские – первая ступень выслуги, дававшая возможность за службу получить дворянство независимо от происхождения.

Наиболее боеспособной силой были стрельцы. Они имели форменную одежду: характерные кафтаны и круглые отороченные мехом шапки. Главным оружием стрельцов была пищаль, заряды к ней носили на широкой перевязи – патронташе. В ближнем бою применяли бердыш, копье и саблю. Стрельцы также делились на московских и городовых.

В стрельцы отбирали молодых, сильных и «резвых» людей. Если стрелец оказывался не «резвым»,  его «метали»  со службы, «прибирая на его  место нового».

Служба стрельцов являлась пожизненной, отставку получали лишь инвалиды и глубокие старики. До середины XVII века стрелецкая служба была наследственной.  Поступающие в  стрельцы должны были иметь поручителей.

                                      слияние рек Алатырь и Сура

Каждый стрелец имел казенный двор, земельный участок, вел свое хозяйство. Им разрешалось заниматься торговлей,  содержать лавки. Стрельцы ежегодно получали государево денежное и хлебное содержание: по три рубля деньгами и по шесть четвертей ржи и овса.

Населялся город и «охочими людьми», стекавшимися со всех концов России, много было беглых крестьян. Заселение края, населенного мордвой, носило мирный характер. Русское правительство оставило за коренным населением все принадлежавшие ему земли, «куда ходили его соха и топор», взяв себе «дикие поля» и степи («ковыльные земли»), которые со временем и были заселены русскими.

Управление. Первоначально  Алатырь входил  в состав городов так называемого «Казанского разряда» и управлялся  Приказом Казанского дворца.

В 1583 году в разряд входили Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Тетюши, Лаишев,  Алатырь, Арзамас, Курмыш, Кокшайск, Алать, Арск.

 Свою власть на местах Дворец осуществлял через воевод, которым подчинялось не только население города, но и всей округи.

При назначении воевода получал наказ, в котором оговаривались его должностные обязанности. В наказах алатырским воеводам непременным был пункт, чтобы «на сторожах стояти бережно и осторожно и без перемены с сторож не съезжати, чтобы сторожи без сторожей ни на один час не были, чтобы воинские люди на наши украины безвестно не пришли».

Смена воевод проводилась торжественно. Новый воевода, приближаясь к городу, предупреждал старого о своем прибытии, следовал к соборной церкви и  водружал перед собором свое знамя.  Старый воевода со своей свитой  тоже направлялся к собору. Впереди него несли знамя и клали его на стол перед собором. Оба воеводы, сопровождаемые присутствующими, входили в собор, где совершался торжественный молебен.

В соборе же кропили святой водой городское знамя и передавали его новому воеводе вместе с ключами от города и казны. Затем все выходили из собора. Старый воевода прямо  с площади отправлялся в Москву.

«Сторожи государевы». Согласно первому русскому воинскому уставу, составленному в 1571 г. воеводой М.И. Воротынским и называвшимся «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», сторожи (сторожевые наблюдательные посты в составе 4 – 10 человек) и станицы (небольшие конные отряды из 60 – 100 человек) высылались из пограничных городов на 100 км и более в сторону татарских кочевий; периодически сменяясь, они несли службу с 1 апреля до наступления зимы. Каждая сторожа вела наблюдение с места, поддерживала связь с соседними сторожами, подавала сигнал о подходе противника и оповещала о нем население. Станицы высылались на важнейшие направления и вели разведку разъездами. Кроме того, они уничтожали небольшие отряды татар, добывали пленных, иногда боем задерживали значительные силы, обеспечивая время для подготовки отпора врагу.

Первоначально Алатырь высылал своих сторожей и разъездных казаков на 2 сторожевых пункта: на 1-ю Мещерскую сторожу между рекой Барыш и Сурским лесом и на 2-ю сторожу на реку Шокшу между рекой Сурой и Мокшанским лесом и для разъездов и береженья направо от г. Алатыря на 20 верст до Мокшанского леса и до реки Киси, а налево на 40 верст к реке Суре и к устью реки Шокши.

В 1577 г. алатырские сторожи были выдвинуты значительно вперед. На 4 сторожи высылалось 30 казаков. 2 сторожи проходили по Карсанаевой речке, которая впадала в реку Барыш. Первая – от устья вверх на 15 верст, вторая – переезжая на другую сторону, еще длиною 15 верст до Большого Сурского леса. 2 сторожи проходили по реке Шокше. Первая от устья вверх 15 верст до впадения в нее реки Кивлея. Вторая от реки Кивлея вверх еще на 15 верст (верста до XVII в. 750 сажен; сажень – 1,52 м; с 1835 г. верста –1,0668 км; сажень – 2,13 м). 

В 1578 г. началась застройка старинной Карлинской укрепленной засечной черты (эта оборонительная линия была известна еще во времена Волжской Булгарии и шла от реки Свияги по правому берегу Карлы и далее по Бездне к городу Алатырю). Дополненная с востока Тетюшской, а с запада Алатырской она создавала укрепленную линию Тетюши – Алатырь – Темников. В степной местности линия представляла вал со рвом, в лесной – засечную черту, которая тянулась на сотни километров. Валы насыпали слоями из чернозема и трепела, каждый слой по двадцать сантиметров толщиной, трепельный слой обжигался разводимыми на нем кострами.

Засека – заграждение из лесных завалов на пути вероятного противника. Строили их так: деревья надрубали на высоте выше человеческого роста и верхушки пригибали к земле крест-накрест, закрепляя их рогатинами. Тонкие ветки обрубали, а толстые заостряли. На тропах ставились самострелы, капканы, способные переломать лошадиные ноги и т.п. О приближении врага предупреждали при помощи сторожевых огней и гонцов. Ширина засечных черт составляла от 40-60 м. до 40-60 км. В местах проездов для послов и торговых людей строились сторожи, с башнями и подъемными мостами ("засечные ворота"), которые оснащались артиллерией. В нижнем течении Алатыря это были Ардатовские (ныне село Старое Ардатово в 20 км севернее города Ардатова).

Алатырь. Симбирская улица (ныне улица Ленина). Фото нач. XX века

История города Алатырь

После того, как основанный на месте булгарского Сенбера русский Симбирск стал крупным административным центром, Горная сторона «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника — Симбирском, Нижним Новгородом, Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем (то есть южная часть Алатырской провинции), передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству (затем губернии). В том же году Алатырь стал городом. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, культурно (влияние Н. Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр стал культурным форпостом Симбирска.

Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так возникли Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов (Н. Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска) с центром в Алатыре, место пересечения разных экономических зон влияния, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.

                                           карта республики Чувашия

Экономическое развитие города 

В 1893 году через город прошла железнодорожная линия Рузаевка - Свияжск, были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод).

До войны здешняя промышленность развивалась на старом дореволюционном фундаменте, в 1950-60-е же здесь построили заводы «Электроприбор» (чем нанесли непоправимый ущерб историческому центру) и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. Но дальнейшего развития подобная высокотехнологичная промышленность не получила. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика. Тем не менее, с конца 1960-х всё заметнее становится «застой» в развитии городского хозяйства и появляются первые признаки начинающегося отставания и упадка Алатыря на фоне других городов Чувашской АССР.

Невнимание к проблемам Алатыря и неуважение его интересов в годы советской власти привело к тому, что самый крупный и развитый город республики уже к 1980 году превратился всего лишь в 4-й по численности и экономической значимости. Алатырь развивался крайне низкими темпами: жилищное строительство финансировалось по остаточному принципу, его объёмы были значительно меньше, чем в других городах Чувашии, и не удовлетворяли даже текущие потребности; с 1970 по 1980 г. не было построено ни одного нового промышленного предприятия, имеющиеся производства не расширялись. Хроническое недофинансирование работ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры привело к серьёзному отставанию Алатыря и в этой сфере (до сих пор в городе очень мало дорог с твёрдым покрытием и нет нормальной системы уличного освещения).

В 1976 году был разработан новый генеральный план Алатыря. Предыдущий был составлен в 1936 году, но так и не был реализован. Новый генплан постигла такая же участь: не были построены запланированные промышленные предприятия и современные жилые районы с развитой инфраструктурой, не развивалась транспортная система, так и не было создано необходимой базы для увеличения объёмов строительства и т. д. Соответственно, не был выполнен и основной пункт плана — увеличение населения города к 2000 году более чем в 2 раза (то есть с 46,4 тыс. чел. на 01.01.1975 г. до 90 тыс. — 100 тыс. чел. в 2000 году). Копившиеся в течение нескольких десятилетий проблемы ещё более усугубились в период кризисных 1990-х годов, пополнились новыми, и, в большей части, не решены по настоящее время.

Демография 

Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12 209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29 800 чел., в 1959 г. — 36 900 чел., в 1979 г. — 45 300 чел., в 1989 г. — 47 600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2010 года 41 500 чел.

Транспорт 

Через город проходит железная дорога Казань — Канаш — Пенза. Автодорога Алатырь — Ядрин соединяет город с автомагистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань. Кроме того, через город проходит дорога Нижний Новгород — Ульяновск.

Расстояние до г. Саранска — 147 км, до г. Чебоксары — 185 км; до г. Ульяновска — 160 км.

Внтуригородской транспорт представлен 4 автобусными маршрутами ГУП «Чувашавтотранс» и более чем 10 маршрутами маршрутных такси. По состоянию на 2011 год от автовокзала Алатыря действуют 13 пригородных маршрутов и 8 междугородних маршрутов (в Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, Шумерлю, Москву, Новочебоксарск, Канаш, Саранск).

Архитектура и достопримечательности  города Алатырь

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Православные храмы и монастыри 

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения

Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)

Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии; пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни

Крестовоздвиженская (Полевая) церковь[10] (1826 г., классицизм).

Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)

Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)

Церковь Рождества Христова (1755 г.), — находится в аварийном состоянии

Софийская церковь (1787 г.), — имеются утраты, используется как цех з-да «Электроприбор»

Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), — имеются значительные разрушения

Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.)

Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)

Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)

Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь преподобного Серафима Саровского (1849 г.)

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.)

Вознесенская церковь (1753 г.) — имеются утраты

Покровская церковь (1764 г.)

Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

21 янв 2016 в 18:31
Нравится 0
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Участники (2)

Руководство

Валера Королев
основатель