Техника дзюдо
Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката (яп. 形 ката, букв. «форма», набор формальных упражнений, ката в дзюдо выполняются в парах), рандори (яп. 乱取り рандори, букв. «свободные захваты», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (яп. 試合 сиаи, «соревнования»).
Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон (яп. 基本 кихон?, «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.
Форма для занятий
Основная статья: Дзюдоги
Занятия дзюдо проходят на татами, дзюдоисты занимаются босиком. В качестве тренировочной одежды используется разновидность костюма для тренировок (кэйкоги) — дзюдоги. Дзюдоги состоит из куртки, штанов и пояса. Классическое дзюдоги белого цвета, но в международных соревнованиях, проводимых IJF, участники одеты в дзюдоги белого и синего цветов.
Технический арсенал
Основная статья: Техника дзюдо
Первоначально дзюдо включало в себя приёмы различных школ (рю) дзюдзюцу, отобранные Дзигоро Кано по принципу наибольшей эффективности, но в то же время наименее опасные при применении в соревнованиях. Первый утверждённый перечень приёмов Кодокан дзюдо (1895 год) содержал 40 бросков, объединенных в пять групп и выполняемых преимущественно из стойки[По состоянию на февраль 2010 года технический арсенал дзюдо включает следующие разделы: нагэ вадза (яп. 投技 нагэ вадза, техника бросков), катамэ вадза (яп.固技 катамэ вадза, техника обездвиживания) включающая удержания (осаэкоми вадза), болевые (кансэцу вадза) и удушающие (симэ вадза) приёмы и атэми вадза(яп. 当て身技 атэми вадза, техника нанесения ударов по уязвимым точкам).
Кодокан дзюдо имеет в своём арсенале 67 приёмов нагэ вадза и 29 приёмов катамэ вадза. На их основе строится практически неограниченное количество вариативных техник (хэнка вадза).
Атэми вадза, а также ряд наиболее опасных приёмов нагэ вадза и катамэ вадза изучаются в форме ката.
В дзюдо применяются броски через спину или плечо (например, Иппон Сэойнагэ — бросок через спину захватом руки на плечо), через бедро; а также подножки, подсечки и подхваты.
Броски разделяются по стилю исполнения на тати вадза (яп. 立ち技 тати вадза, броски, проводимые из стойки) и сутэми вадза (яп. 捨身技 сутэми вадза, броски, проводимые с падением).
Броски, выполняемые в стойке, в свою очередь подразделяются на тэ вадза (яп. 手技 тэ вадза, броски, для проведения которых используются в основном руки), коси вадза (яп. 腰技 коси вадза, броски, для проведения которых используются бёдра и поясница) и аси вадза (яп. 足技 аси вадза, броски, для проведения которых используются в основном ноги).
Броски сутэми вадза подразделяются на масутэми вадза (яп. 真捨身技 масутэми вадза, броски с падением на спину) и ёко сутэми вадза (яп. 橫捨身技 ёко сутэми вадза, броски с падением на бок).
В дзюдо имеется широкий арсенал болевых приёмов (кансэцу вадза), в том числе, рычаги и узлы.
- Рычаг — это разгибание конечности в суставе свыше физиологического предела (например, Дзюдзи-Гатамэ, рычаг локтя с захватом руки между бёдер).
- Узел — скручивание конечности в суставе (например, узел руки — Удэ-Гарами).
Болевые приёмы могут проводиться на разных суставах (локтевом или коленном суставах, кисти руки и так далее ), но, — по соображениям минимизации травм, — в спортивном дзюдо разрешены только болевые приёмы на локтевой сустав.
Техника удержаний служит для фиксирования противника спиной на татами после проведения приёма.
В дзюдо используются удушающие приёмы двух типов:
- дыхательное удушение, когда противнику механически блокируют возможность дыхания (либо за счет пережимания дыхательного горла, либо сжатия грудной клетки);
- так называемое «кровяное удушение», когда противнику пережимают сонные артерии, прекращая подачу крови (и, следовательно, кислорода) к мозгу.
Атэми вадза в дзюдо включает
удэ-атэ (удары руками),
аси-атэ (удары ногами) и
атама-атэ (удары головой).
Техники атэми вадза, а также каппо были по большей части взяты Дзигоро Кано из соответствующих разделов школы дзюдзюцу Тэндзин Синъё Рю.
Федерацией дзюдо России составлен словарь терминов дзюдо с переводом на русский язык и комментариями.
Ката Гурума, букв. «колесо через плечи», бросок через плечи, «мельница»
Тай Отоси, букв. «сбрасывание туловища», передняя подножка
Ути Мата, букв. «бросок воздействием на внутреннюю поверхность бедра», подхват изнутри
Томоэ Нагэ, букв. «бросок по кругу», бросок через голову с упором стопы в живот
Удэ-Гарами, выкручивание руки в локтевом суставе наружу с захватом руки под плечо, верхом на боку (узел руки)
Кудзурэ-Кэса-Гатамэ, удержание по линии кэса (Удержание сбоку)
Фазы выполнения приёмовТеория дзюдо разделяет выполнение технического действия (приёма) на следующие фазы:
- Кудзуси (яп. 崩し кудзуси, выведение из равновесия) — лишение противника устойчивого положения. В классическом дзюдо для описания методов кудзуси используется выведение противника из равновесия рывком на себя и выведение из равновесия толчком. В отечественной литературе по дзюдо к этим методам добавлены также выведение из равновесия скручиванием и раскачиванием.
- Цукури (яп. 作り цукури, приведение к положению (создание предпосылок) для выполнения броска);
- Какэ (яп. 掛け какэ, выполнение) — собственно проведение приёма.
Рандори
Целью тренировочных схваток рандори может быть как обработка какой-либо группы приёмов, так и какого-либо одного технического действия. Рандори также способствуют развитию силовой выносливости дзюдоистов.
Практикуется несколько вариантов рандори, в частности дзю рэнси, в котором оба дзюдоиста могут атаковать друг друга, и какари гэйко, когда атакует только один из партнёров, а второй защищается.
Фазы схватки
Схватка дзюдоистов обычно начинается из положения стоя (тати вадза). В этой фазе преимущественно используется техника нагэ вадза.
Когда один из участников сваливает другого на татами, схватка переходит в фазу борьбы на земле (нэ вадза). (В ряде случаев в учебных целях практикуются и схватки, начинающиеся сразу из положения стоя на коленях (нэ вадза).) При этом используется технический арсеналкатамэ вадза.
Ката
Помимо участия в схватках рандори, занимающиеся дзюдо также изучают формальные комплексы — ката.
Ката в дзюдо изучаются в парах, при этом один из партнёров (тори) выполняет заданную последовательность приёмов на другом (укэ). Ката включают в себя стойки и захваты, передвижения и выведение из равновесия, правильный вход на приём, проведение технического действия и последующую фиксацию партнёра на татами.
Ката служат целям практического изучения основных принципов дзюдо, правильного выполнения приёмов, а также изучению философских принципов, лежащих в основе дзюдо. Помимо этого ряд ката служат для изучения приёмов, не разрешённых в соревнованиях по соображениям безопасности, и для знакомства с древними приёмами борьбы, которые уже не используются в современном спортивном разделе дзюдо.
Проведение болевого приёма дзюдзи-гатамэ(рычаг локтя) из разделакатамэ вадза
Дзюдо стиля Кодокан включает 8 утверждённых ката:
- Нагэ-но ката (яп. 投の形 нагэ:но ката, ката бросков)
- Катамэ-но ката (яп. 固の形 катамэ:но ката, ката сковывающих приёмов)
- Кимэ-но ката (яп. 固の形 кимэ:но ката, ката решающих приёмов)
- Кодокан госиндзюцу (яп. 講道館護身術 ко:до:кан госиндзюцу, ката самозащиты школы Кодокан)
- Дзю-но ката (яп. 柔の形 дзю:но ката, ката мягкости)
- Косики-но ката (яп. 古式の形 косики:но ката, ката старинных приёмов)
- Ицуцу-но ката (яп. 五の形 ицуцу:но ката, ката пяти форм)
- Сэйрёку дзэнъё кокумин тайику-но ката (яп. 精力善用国民体育の形 сэйрёку дзэнъё кокумин тайику:но ката, ката национальной физической культуры, наиболее эффективным образом использующей духовные и физические силы)
Каждое ката предназначено для решения определённых задач. Например,
Катамэ-но ката и
Кодокан госиндзюцу служат для отработки приёмов самообороны, которые не используются в спортивных соревнованиях; а
Дзю-но ката — для выработки плавности в движениях в соответствии с принципом дзю (
яп. 柔
дзю:, «мягкость»).
Ката Кодокан госиндзюцу разработано Кэндзи Томики, впоследствии ставшим основателем стиля айкидо Томики Рю.
Помимо официально утверждённых Кодоканом, существует также ряд дополнительных ката, не включённых в аттестационную программу, например, Го-Но-Сэн-но ката, служащее для отработки контрприёмов (яп. 返し技 каэси вадза).