Город Бабаево Вологодской области

Город Бабаево получил свое название от железнодорожной станции Бабаево, а та в свою очередь от деревни Бабаево, которая и до сих пор существует рядом с городом. Якобы, по преданию, деревню эту основал ещё в 1460 году некий Бабай



Группа создана: 22 января 2016

Город: Бабаево, Бабаевский район, Вологодская область
Это открытая группа. В неё может вступить любой желающий.
Это видимая группа. Ее наличие видно всем пользователям.

Записи группы

Откуда есть пошло название «Бабаево»

Как известно, город Бабаево получил свое название от железнодорожной станции Бабаево, а та в свою очередь от деревни Бабаево, которая и до сих пор существует рядом с городом. Якобы, по преданию, деревню эту основал еще в 1460 году некий Бабай. Так это или не так, но тайна сия покрыта мраком времени. Однако не лишним будет сказать, что генетически слово «бабай» может восходить к тюркским языкам, где употреблялось в значении «старик», «мудрый человек», «старейшина». А татаро-монгольское иго распространялось и на территорию, где сейчас доживает свой долгий век деревня Бабаево. Может быть, по той же причине возникли населенные пункты с названием Бабаево в Башкортостане, Владимирской, Волгоградской, Калужской, Костромской, Псковской, Московской, Тверской, Ярославской областях. А может быть, и потому появлялись населенные пункты с такими названиями по всей, можно сказать, Руси, что в старо прежние времена достаточно широко употреблялось древнерусское мужское имя Бабай. А еще в северных говорах ранее существовало понятие «бабай», как фантастического существа, которым часто пугали расшалившихся детей: «Бабай придет, и тебя заберет, если не утихомиришься».

Но есть и еще одна версия, которую предложил местный писатель-краевед Ю.К. Епифанов. Раньше, и в глубокие древние времена, по Колпи сплавляли лес. А чтобы плоты шли строго по течению реки ими управляли с помощью весел, которые крепились в носовой и задней части плота. Назывались эти весла в те времена «бабайки». Именно от названия этих весел достоверно известно, что получил свое название Николо-Бабаевский монастырь, что был основан недалеко от Костромы. Ибо первые монашеские кельи, как писал в своем труде Семенов-Тяньшанский, были построены именно из весел-бабаек, которые плотогоны бросали на берегу уже за ненадобностью, выгрузив туда и строевой лес. Ведь эти весла-бабайки легче было вытесать на месте начала сплава, чем везти их обратно. Вполне вероятно, что весла-бабайки и делались на месте нынешней деревни Бабаево. Потому и деревню назвали так – Бабаево. Почему монастырь, спрашивается, можно было назвать, отталкиваясь от весел-бабаек, а деревню, где их делали, - нет! Красивая версия, не правда ли?! Кстати, напомним, что лес из р. Колпь шел в р. Суда, а она впадала в Шексну, до появления Рыбинского водохранилища, из нее – в Волгу, на берегах которой и стояла древняя Кострома.

Ну, а какую версию брать за основу, вольно каждому выбирать самому. Или поискать свое обоснование. Но достоверно можно сказать, что селение Бабаево упоминается в писцовых книгах за 1545 и 1678 годы (Новгородские писцовые книги: Книги Бежецкой пятины XVI в. Санкт-Петербург, 1910 г.; Список с писцовой книги Белозерского уезда 1678 г. – Центральный госархив древних актов, ф. 1209, к. 12758, л. 133).

Город Бабаево

Город Бабаево – это центр Бабаевского района, расположенного на западе Вологодской области. Через город, с востока на запад проходит Октябрьская железная дорога, а с юга на север - автомобильная трасса Лентьево – Борисово-Судское. По железной дороге от Бабаево до Вологды, областного центра, 246 км, а по автотрассе 309 км. Население города на настоящее время составляет 12600 человек. Численность населения в городе менялась следующим образом: 3300 – 1926 год, 6500 - 1933 год, 12000 – 1959 год, 12300 – 1 973 год, 11900 – 1979 год, 13100 – 1982 год, 14300 – 1992 год, 14600 – 1994 год, 14200 – 2000 год.

Своему появлению на карте России Бабаево обязано железной дороге, которую начали строить в этом месте в 1902 году. Одновременно стали возводить здание железнодорожного вокзала, сооружать помещения железнодорожной станции. Наименование станция получила от близь расположенной от этого места деревни Бабаево. Так появилась железнодорожная станция под названием Бабаево. В 1904 году на станцию пришел первый паровоз, а в 1905 году началось регулярное движение через станцию. Она, а также рядом расположенная деревня Никольский завод, постепенно развиваясь, сливаются между собой и образуют единый населенный пункт, который 29 июня 1925 года получает статус города в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР. То, что город обязан своему появлению железнодорожной станции Бабаево, красочно запечатлено во въездном знаке в город со стороны Лентьева. Он представляет из себя колесо паровоза с цифрой 1902 на дышле, то есть начала строительства станции, и крупной надписью по ободу колеса «БАБАЕВО».

Кстати, населенных пунктов, которые имеют названием Бабаево, в РФ имеется еще 14. В том числе, в Ярославской области – 4, в республике Башкортостан, в Калужской и Московской областях – по 2, в Псковской, Владимирской, Костромской и Тверской областях - по одному. Но город все один – это центр Бабаевского района.

В городе есть микрорайон, который в народе имеет название Старый завод. Когда-то здесь располагалась деревня Никольский завод, а в нем – Ново-Никольский железнодельный завод. Завод был основан помещиком Евреиновым в 1822 году. На данном заводе изготовлялись железнодорожные рельсы, телеграфная проволока и крючья, гвозди, бытовой инвентарь. Сырье было местное – болотная руда, древесный уголь. Работу завода обслуживали 20 кричных мастеров, 14 катальщиков, 395 рабочих, и до 400 грузчиков, возчиков и прочих людей были заняты заготовкой топлива, выделкой угля, доставкой болотной руды и прочими обслуживающими делами. Завод в то время имел общероссийское значение. После закрытия гвоздильного завода на нынешней территории города тогдашний владелец завода помещик Балашов основаллесопильное производство. Лесопильный завод размещался на месте нынешнего городского хлебозавода.

В 1875 году в д. Никольский завод была открыта Новоникольская заводская школа, правопреемницей которой в настоящее время является Пролетарская основная общеобразовательная школа. В 1906 году на станции было открыто Бабаевское 2-х классное железнодорожное училище. Сейчас это Бабаевская общеобразовательная средняя школа № 65. В 1936 году в городе открывается Бабаевская средняя школа № 1. Кроме того, в настоящее время существует в городе и Бабаевская общеобразовательная средняя школа № 3. В 1965 году в городе была открыта музыкальная школа, сейчас это Бабаевская детская школа искусств. В городе функционирует с 1978 года краеведческий музей, в настоящее время носящей имя М.В. Горбуновой, основателя музея. Имеется также детская спортивная школа, и школа гиревого спорта. Культурный досуг горожан обеспечивают «Культурно-досуговый центр» и Дом культуры железнодорожников. Среди бабаевцев есть достаточно много людей, имеющих литературно-поэтические способности, самодеятельных композиторов и художников, других творческих личностей. Не случайно в гости к бабаевским поэтам Николаю Матвееву и Вилиору Иванову в начале 60-х годов прошлого века неоднократно приезжал известный российский поэт Николай Рубцов.

В настоящее время в городе функционирует районная больница, три фармацевтических предприятия, санаторий «Каменная гора», несколько детских садов. Работает три библиотеки, три отделения почты, участок электросвязи, есть городское коммунальное хозяйство, одна баня. Из промышленных предприятий действует мощный железнодорожный узел, рядом с городом располагается газокомпрессорная станция № 2, а также - контора Бабаевского леспромхоза (ЛПХ образован в 1931 г.). Эстафету завода электронной техники «Светлана» успешно продолжает филиал ЗАО «Светлана-Рентген» – «Бабаево-Рентген». Имеется ряд частных лесопильных производств, например В.Н. Кабанова. Действует завод клееного бруса. Успешно работают торговые предприятия райпо, ОАО «Бабаеволесторг», многие частные магазины, городской рынок, открыто ряд торговых комплексов, например, «Василек», есть развернутая сеть общественного питания. Сельскохозяйственная переработка представлена ОАО «Бабаевский маслозавод».

Город Бабаево достойно встретил и перенес все тяготы Великой Отечественной войны. Ратный труд и работа бабаевцев в тылу запечатлены в памятнике «Воину-солдату», расположенном в привокзальном парке, а также в мемориале на городском кладбище, посвященном захоронениям солдат, которые умерли в госпиталях, расположенных в годы войны в г. Бабаево. Таких госпиталей в городе было шесть. На одном из них, нынешний детсад № 5, помещена памятная доска в честь этих событий. В школах города учились Герои Советского Союза И.В. Стружкин и Н.В. Серов. В Бабаево есть улицы их имени. Их память хранят и мемориальные доски на школах, где они учились. Кроме того, в городе имеются еще улицы имени Героев Советского Союза, родившихся на территории Бабаевского района. Это В.Г. Павлов, И.И. Прохоров. Улица им. Алексеева названа в честь нашего земляка пограничника, который командовал заставой, в течение 13 дней сдерживавшей натиск многократно превосходящих сил противника в грозные дни июня 1941 года. Также есть улица имени Володи Шуганикова, погибшего в Афганистане. В Чечне погиб Павел Ванюшкин, посмертно награжденный орденом Мужества. Гордостью горожан являются их земляки: генерал-майор авиации Н.П. Пашков, бывший начальник штаба Центра подготовки космонавтов, затем директор музея космонавтики в Звездном городке, а также Л.Г. Данилов, стоящий у истоков отечественного атомного флота. Восемь жителей города в разное время стали Почетными гражданами города, а 18 - заслуженными работниками той или иной отрасли.

Такова вкратце, если можно так сказать, визитная карточка города Бабаево. Более расширенные сведения о нем, о людях в нем проживавших и проживающих, а также об их делах, будут постепенно появляться на данном сайте.

22 янв 2016 в 19:47
Нравится 0

Основан в 1902 году одновременно со станцией Бабаево, во время строительства по указу Николая II новой железной дороги изПетербурга в Вятку через Тихвин и Вологду. Движение поездов на всем протяжении пути Санкт-Петербург — Вологда — Вятка открылось 1 января 1906 года. Составной частью современного города является бывшая деревня Никольский завод, основанная в 1822 году в связи со строительством металлургического завода, который производил телеграфные провода, гвозди и крюки. Посёлок станции Бабаево и деревня Никольский завод, постепенно развиваясь, сливаются между собой и образуют единый населённый пункт, который 29 июня 1925 года получает статус города в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР

22 янв 2016 в 19:46
Нравится 0
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Участники (2)

Руководство